дойдя до дна - начинай бурить
06.07.2021 в 19:54
Пишет AlyonaSL:Вначале - обо мнеобо мне.URL записи
По профессии я – практикующий психолог/психоаналитик. Специалист по аналитической терапии. А также по детскому психоанализу, трансактному анализу, психотравмам, парной/семейной психотерапии, клинической психологии, сексологии и расстройствам пищевого поведения.
А еще я в фанфикшене с 2006 года. В основном автор текстов и стихов, хотя были и клипы, и песни, и разные мелкие формы на челленджи.
И сейчас меня понесло рассуждать на темы фанфикшена, фандомного общения и всякого рода проблем, с этим связанных. Просто потому, что разговор об этих проблемах иногда очень-очень нужен, а спросить - профессионально! - не у кого.
У меня в загашнике целый список вопросов, приведенный в конце, и к этому списку вы при желании можете в комментах добавить свой вопрос. А если все очень личное – пишите в личку.
ВарнингВарнинг: ответ на любой вопрос из Фандомологии – это никак не исчерпывающий и окончательный вердикт/диагноз/перечень причин и ты пы. Во-первых, тема очень широкая и глубокая, и одной, даже профессиональной, головой физически невозможно охватить все причины и варианты. Во-вторых, любые заочные однозначные вердикты – дело неблагодарное, и все излагаемое мною можно воспринимать только на уровне гипотез той или иной степени соответствия с вашей конкретной ситуацией. Потому что лучше вас эту ситуацию не знает никто, даже специалист.
Вопрос 23:
"Почему люди вообще пишут высокий рейтинг, почему так популярны некоторые узкие сомнительные направления? Пытки и насилие, например".
ОТВЕТ
Прежде всего уточним, что здесь пойдёт речь о высоком рейтинге, НЕ связанном с сексом. Популярность и проблемы высокого сексуального рейтинга мы обсуждали несколько ранее.
Что же до рейтинга несексуального, то у этого вопроса тоже, как обычно, есть несколько вариантов ответов, и опять же не исключу, что какие-то варианты мы упустим, посему сразу предлагаю обсуждать и дополнять, если будет желание.
Итак, по пунктам.
1. Первое, что приходит в голову – эпатаж публики. Логично. Иметь реакцию на своё творчество хочется многим авторам, и стать не столько известными, сколько отличаемыми от других – тоже. Поэтому приходится делать в творчестве нечто такое, что по тем или иным причинам – ограничительно-цензурным, например – не делает практически никто. Многие старожилы фандомов наверняка помнят высокорейтингового автора Джаксиан Танг, там вообще были очень подробные описания пыток, казней. мучений и насилий. И тем самым автор отличался от остальных собратьев по перу настолько, что – пусть даже с неким отрицательным флёром – надолго вписал своё имя в общефандомную историю, более того, его имя по сути стало нарицательным. Потому что читаешь этак – да, буэ, тошнит, кровь стынет в жилах, но больше так не пишет никто! Это, что называется, такое УТП – уникальное торговое предложение. То есть автора тянет писать какие-то вещи, которые явно выбиваются из общепринятой цензуры, причём с подррробностями, чтобы занять в буквальном смысле какой-то свой сегмент рынка, пусть даже на фандомной ниве.
2. При этом многие пишут совершенно стеклянное стеклище с пытками и насилием даже не столько затем, чтобы поразить-эпатировать-шокировать публику, сколько затем, чтобы потыкать палочкой свои и чужие внутренние цензурные границы. "Интересно, а я смогу?" Это явление куда более распространено, чем принято думать: вообще приятно делать запрещаемое цензурой, когда за это тебе не прилетает. Это отдельное удовольствие: "Ыыы, мне говорили, что за то или это на мою голову падут все кары небесные, а вот я сделал – и не падает! Интересно, а еще можно?" И идёт проверка границ, как у детей: а так сделаю – прилетит? А так? а еще круче и подробнее? Многие "настоящие писатели" (тм) этим увлекаются, Сорокин, например.
3. Нельзя исключать и такой вариант, как творчество на потребу читателям. Известно, что многие любят читать подобные вещи, так же, как смотреть и читать разную крипоту, ужастики и хоррор. Во-первых, чтобы кровь в жилах стыла и щекотались нервы, а во-вторых, чтобы фоном шло ощущение "как хорошо, что это все не со мной". И в-третьих, некоторые смотрят и читают, потому что им интересно "что ещё можно придумать в этой области".
4. Иногда просто внутренняя агрессия требует выплеска, причём публичного: не просто написать, а еще и выложить, и посмотреть на реакцию. Причем насчёт последнего тоже не все так однозначно. Иногда ждётся реакция "Ужас, какой ужас" – чтобы собственная цензура подпитывалась ощущением "это ужас, не переноси его в реальность". (В психологических детективах часто встречается такой троп: преступник как-то репетирует своё преступление или рассказывает о будущем преступлении как о каком-то стороннем случае, и смотрит, как отреагируют. Если никак – совершает его в реальности).
5. Одной из причин может быть внутреннее любопытство: "- "это страшно пережить в реальности, но любопытно посмотреть, что там ". Понятно, что творчество на тему, не наличествующую в собственном опыте хотя бы частично, может быть довольно-таки оторванным от реальности, но человек (как правило, достаточно юный) на время удовлетворяет своё любопытство хотя бы так паллиативно. К тому же он, творя на определённую "зацензурную" тему, получает внутреннее право читать материалы по этой теме, если раньше ему внутренний цензор этого не развешал: "Это же я не для себя, это мне для творчества надо".
6. Часто это банальная нарративная психотерапия: рассказать о своей боли, о которой от себя вроде как нельзя рассказывать. Стыдно, неудобно и так далее. А от чужого персонажа можно. Я же, мол, не о себе пишу, а о выдуманной личности (тут же аспект психологической безопасности и защищённости при "творческом выворачивании души наизнанку": это не моё, это я просто выдумываю).
7. Нельзя в подобных случаях исключить и некоторый садистический радикал в личности (особенно если опять же, в подробное описание всяких насилий и пыток не затребовано и не обосновано сюжетом, а является банальным смакованием). У людей с той или иной степенью внутреннего садизма часто описание пыток и мучений является ощутимым кинком. Особенно если она сочетается с выраженной шизоидностью в структуре личности, с ощущением "а чего такого" (напомню, что шизоидность вообще даёт определённую отстройку от внешних стандартов).
8. И здесь же – часто всякие пытки и насилия в подробностях приписываются либо персонажу, по той или иной причине ненавидимому самим автором (и идёт такой перенос, когда в лице персонажа мучения испытывает тот реальный человек, которого данный персонаж олицетворяет для автора), либо персонажу, которого любит другой автор, ненавидимый первымИными словами: автор Х очень любит писать про некоего персонажа или пару, причём всячески его или их комфортить. А автора Y бесит либо сам автор Х, либо постоянный комфорт его персонажей, либо то и другое вместе. И тогда автор Y пишет текст, в котором любимые персонажи автора Х подвергаются пыткам, насилию и унижениям то ли от сторонних людей, то ли друг от друга. И как минимум ломаются психологически и физически, а то и умирают от мучений. И нередко описывается это все с этакими "кровь-стынет-в-жилах" подробностями. Тут скорее всего имеет место тот же банальный перенос, поэтому, ежели про персонажей, которых вы любите и о которых пишете всякий позитив, некий сторонний автор пишет что-то подобное, можно даже немного погордиться тем, что вы и ваше творчество вызываете в коллеге по перу такие бурные эмоции.
Следующий вопрос:
"Лавхейт - как, почему и зачем. Отдельно интересно, не обесценивает ли лавхейт само понятие ненависти и её ощущение."
Список вопросов со ссылками на ответы