Вначале - обо мнеобо мне. По профессии я – практикующий психолог/психоаналитик. Специалист по аналитической терапии. А также по детскому психоанализу, трансактному анализу, психотравмам, парной/семейной психотерапии, клинической психологии, сексологии и расстройствам пищевого поведения. А еще я в фанфикшене с 2006 года. В основном автор текстов и стихов, хотя были и клипы, и песни, и разные мелкие формы на челленджи. И сейчас меня понесло рассуждать на темы фанфикшена, фандомного общения и всякого рода проблем, с этим связанных. Просто потому, что разговор об этих проблемах иногда очень-очень нужен, а спросить - профессионально! - не у кого. У меня в загашнике целый список вопросов, приведенный в конце, и к этому списку вы при желании можете в комментах добавить свой вопрос. А если все очень личное – пишите в личку.
ВарнингВарнинг: ответ на любой вопрос из Фандомологии – это никак не исчерпывающий и окончательный вердикт/диагноз/перечень причин и ты пы. Во-первых, тема очень широкая и глубокая, и одной, даже профессиональной, головой физически невозможно охватить все причины и варианты. Во-вторых, любые заочные однозначные вердикты – дело неблагодарное, и все излагаемое мною можно воспринимать только на уровне гипотез той или иной степени соответствия с вашей конкретной ситуацией. Потому что лучше вас эту ситуацию не знает никто, даже специалист.
Вопрос 22: "Почему наиболее симпатичного тебе персонажа часто хочется хорошенько помучить?"
ОТВЕТ Тут, как и везде, может быть несколько причин, и то не факт, что удастся перечислить их все. Назовем наиболее распространенные и заметные. Но предупрежу сразу, что эти причины не касаются естественных сюжетных поворотов, при которых переживания и мучения персонажа предназначены для раскрытия каких-то личностных особенностей, дополнительных сюжетных красок и т.п. Условимся, что термин "хорошенько помучить" обозначает, что мучений, скажем так, было все-таки куда больше, чем требует логика сюжета.
Персонаж, которого "помучили", которому на долю достались те или иные переживания, лишения и т.п., становится в восприятии читателя (иногда одного того, который персонажа любит, а иногда и многих) неоднозначной личностью с большим жизненным опытом, много видевшим и пережившим, и посему, соответственно, требующим большого уважения и внимания. Уважение и внимание, которые достаются любимому персонажу вроде бы по заслуженному праву – это может быть достаточно привлекательным само по себе. Плюс тут же может присутствовать внутреннее оправдание "Именно за опыт и переживания я его люблю, а не просто так с потолка, как вы могли подумать" (так часто бывает, если читателю или фанфикеру очень нужно скрыть истинную причину любви к персонажу от других читателей или фанфикеров, а то и от себя самого).
Так называемые психологические купоны. Тут приведу цитату из предыдущего ответа про стеклище: "Многие по умолчанию считают, что пострадавший персонаж априори достоит большего внимания и сочувствия. Пострадавший персонаж, как пострадавший человек, в представлении иного автора достоит большей любви, сочувствия и внимания. Цитируя классика, "она его за муки полюбила, а он ее – за состраданье к ним". И соответственно, если автор жаждет вызвать у читателей к конкретному персонажу любовь – он порой считает, что если персонажа хорошенько помучить, то его полюбят именно за муки. Он же страдал!
Так называемый херт-комфорт: обычно за мучениями следует какое-то благо, утешение, и если автору хочется додать персонажу утешений и благ, а внутренняя цензура требует это даже не столько обосновать, сколько оправдать – автор говорит ей следующее: мой персонаж не просто так получит те или иные радости, а за то, что он мучился и страдал. Сперва его будут мучить, а потом комфортить – так же можно? Да, будут комфортить, но перед этим помучают! Он не просто так будет испытывать удовольствие, он его заслужит! Тут уже отдельная история про то, что удовольствие нельзя испытывать просто так, его якобы надо заслужить и заработать, иногда – довольно серьезными мучениями и испытаниями.
Иногда автору хочется, чтобы любимому персонажу просто уделили больше внимания: а так как многие считают, что благополучное существование как таковое – это скучно и писать тут не о чем, то и выдумывают бог знает какие мучения и испытания, чтобы просто иметь право говорить о любимом герое и предлагать читателям слушать о нем.
Ну и момент, актуальный для шипперов: к "мученику" обычно могут проявлять внимание другие персонажи, в том числе вторая половинка ОТП. Любые чувства гораздо ярче вспыхивают именно на фоне какой-то экстремальной ситуации, в которую попадает обычно одна половинка ОТП (потому что вторая должна остаться в уме и здравии, чтобы спасать первую). И мучения героя дают куда больше вариантов сюжетных поворотов, в том числе о всяких испытаниях чувств, внезапных любовных прозрениях и так далее.
И момент, который бывает в реальности тоже: "Пусть мой любимый вляпается в переделку, я ему помогу вылезти, и он меня полюбит еще сильнее". Или в принципе полюбит, если до того не любил. В любви к персонажам это тоже вполне может отражаться.
И как всегда: если у вас есть что еще обсудить/предложить/возразить к этому списку - велкам! Потому что ни один список никогда не получается исчерпывающим
Следующий вопрос: "Почему люди вообще пишут высокий рейтинг, почему так популярны некоторые узкие сомнительные направления? Пытки и насилие, например."