Всегда знала Урсулу ЛеГуин как авторку Земноморья, и не более. Хотя цикл о Земноморье стал одним из первых фэнтэзи, которые я охотно читала, после Толкина.
Однажды пыталась также читать у неё какой-то магический реализм, или вовсе жизненное, но не особо поняла (теперь думаю перечитать).

А вот Хайнский цикл раньше боязливо обходила стороной, ибо просто не фанатка космоса и синхрофазатронов - я больше по магии, а не науке и технологиям.

Оказалось, зря. Недавно нашла в буккроссинге два сборника, решила почитать. Мне очень понравилось! Некоторые рассказы заставляют сильно задуматься, округлить глаза... А космос не всегда равен твёрдому научному, на его фоне можно писать не только экшн, но те же драмы и философию. Впросем, об этом знала и раньше.

Конечно, ЛеГуин нравится мне больше, чем пресловутая Танит Ли, поскольку видно нормальное отношение к женщинам и поднимаются актуальные для меня темы.

Там немало близкой мне повестки. Ещё не встречала такого в книгах (может, потому, что новинок почти не читаю, не изданного в России тем более).

В одном рассказе есть две героини, и не понятно, они трансы, или... Трудности перевода, наверно. Их там ГГ назвал "трансвеститами". По контексту может быть просто отношение к ним говорившего: в космос летают, а не на кухне детей нянчат - уже не настоящие женщины.
Сам рассказ очень хороший, особо заставил задуматься. Экипаж корабля, в который входят капитан-этакий герой, парень поскромней и две эти женщины, отправляется исследовать недавно открытую планету с менее развитой культурой (культуры там в принципе попадаются не высокотехнологичные, фэнтэзийные). Они месяц живут среди местных, и в процессе задумываются, что каждый воспринимает окружающую реальность через свою призму, для всех она может быть разной. Собственно, команду собирали так, чтобы восприятие было в целом похожее, но немного отличалось: все земляне, обязательно есть и мужчины, и женщины. Но капитан попадает во власть иллюзий, слишком увязает там, это в итоге его губит. Остальные пытаются предупредить, но он глух. Кончается всё печально. Мне на половине стало ясно, к чему идёт, но поразмыслить над смыслом интересней. Под конец женщин из своей команды он уже просто не видит, смотрит сквозь них. Там ещё какая-то фишка с тем, что слишком резвые скачки в пространстве и сами чужеродные миры меняют восприятие, эту тему они и исследовали. И я думаю: не связаны ли его иллюзии с личным мировосприятием? Ну, белый цис-гетеро-кун, весь-из-себя герой и хозяин вселенной, привык, что она стелится к его ногам. Потому не мог понять чужую культуру (где почти матриархат) и видел то, что хотел видеть. Был уверен, его сделают королём и женят на принцессе, на деле принцесса оказалась могущественной жрицей, у которой несколько мужей, ему же отвела другую роль.

Есть рассказ о команде, в которой был чувак с очень сильной эмпатией, буквально чувствовал эмоции всех и всего. Из-за этого он ненавидел всех, вёл себя, как сволочь, все ненавидели его и друг друга, срались, но в итоге... Тоже сильная вещь.
Ещё есть рассказ, где группа астронавтов прибывает на другую занятную планету, с культурой уровня Африки\Полинезии. Потом выясняется, что весь этот мир придуман неким рядовым задротом, жившим когда-то в Америке. Он его силой мысли так хорошо создал, что теперь они его посетили, вполне реальный. Тоже, блин, мощно!

Ещё там повесть "Слово для леса и мира одно" - история в духе Аватара, одна из многих его предшественниц.

Хотя некоторые вещи читаются туговато, пресловутые синхрофазатроны пристуствуют - местами мне становилось скучно и не понятно. К примеру, заглавный Рыбак из внутриморья: идея интересная, но продраться к ней через основную часть рассказа показалось не просто. А разобранные выше прочла на одном дыхании.

У меня была ещё какая-то её книга из Хайнского цикла, я её продала, не успев прочитать. Теперь немного жалею, но думаю, найду когда-нибудь и другие.