Сегодня ночью я внезапно пересмотрела один замечательный фильм. Называется
Искусственный Разум. Снят великим и ужасным Спилбергом в далёком 2001 году. Его показывали по СТС в весьма позднее время, я случайно спалила программу и вспомнила, что вроде как давно собиралась пересмотреть, да всё никак. Вечером решила было, что вряд ли доживу до конца, однако, всё же начала смотреть... И проглядела на одном дыхании с открытым ртом. Нет, правда, у меня редко так бывает. Чтобы два с половиной часа моё внимание было без перерывов всецело захвачено фильмом. Рукодельничать под кино я не могу (правда вот обещанное бельё закончила в первые пол-часа), ибо тогда уже сосредотачиваюсь на рукоделии и многое пропускаю - однако, часто хочется отвлечься. Бывает как-то интересно и скучно одновременно, если смотреть кино дома на трезвую голову - странно звучит, но именно так оно и есть.
Тут же я не заметила, как пролетело время, и настало 3 часа утра.
Давненько я не смотрела ничего такого, очень плакательного и думательного, мозговыносящего.
Но на самом деле в моей жизни и "истории болезни" именно этот фильм находится где-то рядом с Историей Игрушек, наступая ей на пятки, дыша в затылок. Только я как-то уже позабыла... Но видимо, пришло время вспомнить. В своё время он конкретно вынес мне мозг и загрузил по полной. Я совершенно случайно попала на дневной сеанс в местный кинотеатр Салют - тогда ещё был старый зал с кожаными сидениями а-ля совок и огромные афиши, нарисованные в ручную (правда, уже установили хороший звук). Я читала про него в газете и видела в кинообозрении. Какой-то внутренний голос шепнул, что мне непременно надо видеть это - и я спонтанно побежала. У меня не в первый раз так было, на ИИ я впервые попала также. Кино я смотрела не часто, но если что-то так вот взбредало в голову - заседало там крепко и надолго. Словно кто-то свыше подталкивал меня именно к тому, что должно гарантированно понравиться.
В первую ночь после просмотра на большом экране я не могла заснуть. Меня поразили яркие картины мрачного антиутопического будущего, в частности - пресловутая Ярмарка Плоти. И основательно загрузили все философские моменты. Коих там немало. Подумать есть над чем.
И потом я пёрлась где-то, наверное, год. Шерстила фан-сайты, читала фан-фики (то, вроде, был последний раз, когда я читала фан-фики - кстати, попадалось много хороших. Где-то в моих архивах что-то даже сохранилось), собрала большую коллекцию скрин-шотов и некоторые распечатала. Пробовала писать какие-то свои фан-фики, да. Вообще, мой мозг тогда жил своей жизнью именно в том мире.
Он любит жить не здесь, сейчас он учится в Монстер Хай. Но в те времена автопилот у меня работал гораздо хуже, я не могла хорошо переключаться на что-то ещё, хотя бы для отвода глаз. И мне порой стыдно за то, какой невероятно одержимой я выглядела в глазах окружающих. Впрочем, именно так и выглядят гики. Пусть я не вполне себя к ним причисляю. Кстати, это единственный раз, когда меня вдруг пропёрло по некоторой киберпанк-эстетике. Я немного фетишировала на тех брошенных, наполовину повреждённых роботов. Позже, в годы моего активного готства, в тех кругах как раз был бум кибера, но тогда он меня уже совершенно не интересовал.
Так вот, в чём суть?
читать дальшеДействие разворачивается в недалёком и отнюдь не светлом будущем. Ледники растаяли, на планете перенаселение, многие страны третьего мира голодают. Лишь цивилизованный мир, включая США, по-прежнему жирует. Техника продвинулась далеко вперёд, и теперь бок о бок с людьми живут разумные роботы, выполняющие всю грязную работу. Роботов создали много и достаточно совершенных. Настолько, что вскоре самим стало страшно. В качестве апогея технической мысли один учёный задумал андроида, способного не просто имитировать чувства, но испытывать их по-настоящему, проявляя бескорыстную любовь. В самом начале безымянная коллега задаёт очень разумный вопрос: "если робот будет искренне любить человека - окажется ли человек готов к такой любви?". Но гений уходит от ответа. И вскоре появляется Дэвид - робот-ребёнок, призванный осчастливить бездетные семьи. Он попадает к паре, чей родной сын серьёзно болен. Мать активирует необратимую программу это самой любви. Но в скором времени становится ясно что нет, люди к подобному не готовы. По крайней мере, именно эти люди. Дэвид подлежит утилизации, но мать не решается. Она просто завозит его подальше в лес и оставляет там, перед лицом большого жестокого мира. Он её любит, он жаждет вернуться домой. И думает: вот если бы превратиться в настоящего мальчика - тогда бы она приняла его.
Ладно, дальше спойлерить не буду. Суть в том, что Дэвид в итоге мог не просто любить. Он мог мечтать, гнаться за своей мечтой вопреки всему. В одной сказке он как-то вычитал нечто, давшее ему надежду на исполнение заветного желания. И как ни пытались ему сказать, что сказка это не правда, всё равно верил.
Создатель остался крайне доволен собой, своей идеей, быстро поставил её на конвейер, наштамповав ему подобных. А также и девочек. "Al last - love of your own". Таким стал рекламный слоган нового робота. Не правда ли, здесь отлично прослеживается вполне логичный апогей потреблядства? Любовь, которую можно запечатать в маленький ящичек и продавать-покупать. Искренне любящее тебя, привязанное к тебе, существо. Если ты оказался не готов к нему - в утиль такое существо, и все дела. Лично меня порой очень пугает, расстраивает и демотивирует потреблядский цинизм - даже тот, который есть здесь и сейчас. На уровне Истории Игрушек 3: "Ты просто кусок пластика, ты создан, чтобы быть выброшенным". Не могу я сама быть циником: купить бутерброд, понять, что не хочу его, и выбросить тут же.
Это - новый уровень, фактически настоящее живое существо с чувствами, пусть и созданное человеческими руками, с такой же участью. Вот лично я бы на такое не решилась. Я даже животных дома принципиально не держу - не хочу лишней ответственности, а безответственно относиться к ним честь не позволит. Как бы не давило собственное одиночество - лучше не подниматься выше кукол, в самом деле.
И да, ещё я задумалась: Дэвид был первым таким, обременённым фантазией, но у него появилось много копий. И каковы в действительности судьбы тех других? Сходны, ещё более печальны?
Люди там насоздавали роботов. Сделали их слишком умными, сильными, быстрыми. В итоге сами испугались своих творений. И пусть конвейеры отнюдь не остановились, существующих начали спешно уничтожать - порой с особым цинизмом. Ведь роботы способны пережить людей, когда всё кончится - останутся они. В документалке (которая у меня всё никак не скачается) Спилберг поясняет, что в тот момент люди находились на грани гражданской войны с роботами. Просравших лицензию отлавливали, как бродячих собак, а затем уничтожали. Кого-то - с особым цинизмом, на потеху публике.
Вообще, фильм оставляет после себя много вопросов - в хорошем смысле. Есть над чем порассуждать при желании, есть за что зацепиться. Мир, показанный там, жесток, но интересен - и правда, один из наиболее логичных вариантов будущего. Даже мелочи могут дать пищу для ума - или просто глюков? Не зря, наверное, у толковых людей получались очень недурные фанфики.
Вот тут есть кое-какие темы для размышлений и рассуждений, оставляю скорей для себя, на будущее: www.philfilms.utm.edu/1/artificial.htm
Вчера я заметила там кое-какие очевидные нестыковки, о которых в 15 лет даже не задумывалась. Но они не испортят мне праздник. Я всё равно считаю, что маниакальная тяга к обоснуйству не есть гут.
PS Я вот сейчас подумала, что всё-таки Спилберг намного круче Кэмерона, "короля мира". Титаник последнего не задел меня вообще никак. Аватар оказался очень мимолётным помешательством - пусть многим другим и дал по мозгам в лучшую сторону, и это плюс. Но что ещё такого снял Кэмерон. Терминатора, каких-то там Чужих и Хищников? Я, признаться честно, не так уж их котирую просто потому, что они уже другой уровень - больше в сторону зрелищности, нежели философии. А у Спилберга много такого, над чем можно поплакать и подумать вволю. Тот же Список Шиндлера, кстати. Но и приключенческие фильмы тоже. Бесподобный Инопланетянин - тоже весьма вдумчивый, при этом добрый и сказочный. Недавний Тинтин, уже именно зрелищный, но классный же.
Но может, дело в том, что Искуственный Разум я смотрела в 15 лет? Он был одним из первых, а потому впечатался в меня как следует. Я год за годом убеждаюсь теперь, что ранние впечатления и увлечения часто были самыми яркими и замечательными, и к ним возвращаться можно снова и снова.