Вообще, в детстве меня порой стыдили за то, что я якобы мало читала. Читать много я начала лет в 13-14, и об этом уже говорила.
А вот сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что не так уж мало я читала. Конечно, отнюдь не по книге в день, как мои родители в своё время, как отличницы, которых мне ставили в пример. Но хотя бы по паре страниц в день я читала. И техника чтения у меня, кстати, была хорошая. Я была очень нервная и неусидчивая, меня сложно было увлечь и заинтересовать чем-либо кроме собственных глюков, я не могла заставить себя подолгу корпеть над книгой, особенно из абстрактного "надо". Но я всё же читала, и мама в детстве мне много читала вслух.
Что такого я читала - другой вопрос. Меня саму он недавно заинтересовал. В самом деле, если столь любимых моими друзьями муми-троллей я впервые прочла на пятом курсе, годом позже - Алису, уже сразу на английском, а вот Карлсона так и не читала (хочу почитать, кстати)... Мушкетёров не читала и уже не хочу, как и прочую классику приключений для старшего школьного возраста (мне интересно более детское, желательно укурское и сказочное)... То что, в самом деле, я читала в детстве? Вчера я даже перерыла шкаф, где хранятся детские книги, дабы выяснить это. Нашла много Успенского - однако, Чебурашки там нет. Есть Простоквашино и менее известные произведения. И вообще, много книг отечественных авторов - в основном малоизвестных. Перед сном даже почитала какое-то укурство про Чёрную Курицу и Подземных Жителей.Смутно припоминаю, что мама читала мне оное в детстве, и потом в школе я по нему сдавала технику чтения, но если честно, с теперешних позиций произведение странное, даже неприятное. Читается тяжело из-за множества старомодных словечек и оборотов. Сюжет глючный, но как-то неприятно и тяжело глючный. Не как у англичан, которых я люблю. Присутствует морализаторство. Да и вообще, автор упустил самое интересное.
Есть и зарубежные - тоже не столь культовые. Помню, мы читали некого Отфрида Пройслера. Самой любимой была и остаётся Элинор Фарджон, её сборник "Седьмая Принцесса" - типично английское укурство, которое я люблю. Первый раз мне её читала мама, которая получала больше удовольствия, чем я. Второй раз я читала сама в детстве, третий - пару лет назад. И вот тогда наконец поняла, почему маме так нравилось, ибо уже смогла оценить всю степень глюкоблудия.
Вообще же, лет в 10 мне неожиданно понравились произведения Виктории Токаревой. Я там мало что понимала, ведь пишет она в основном о взрослых проблемах и взаимоотношениях, которые мне и сейчас до фени. Даже если она писала о школьниках и детях, то всё это было словно из другого мира: школьная форма, белые фартучки, красные галстуки... Но как мне нравился её язык! Я просто пьянела от него. И потому читала. Я всегда предпочитала поэтичный язык динамичным сюжетам, я так и не поняла Лавкрафта (и отдала собрание сочинений КТ), именно потому, что язык у него сухой. И поэтому уже не смогла читать Робинзона Крузо и Мушкетёров.
Ещё до 13 лет я одно время читала любовные романы. Уже запоем, почти по книге в день. Всякий слащавый бред про невинных дев и старых графов-маньяков, да бравых героев, этих дев спасающих. И прочую нечисть. Сейчас уже не понимаю, как это читать можно - а тогда читала.
В 14 же взялась вдруг за собрание сочинений Джека Лондона. Мне ужасно понравились его рассказы про север, и вот тогда я начала читать запоем. После Лондона был Хэмингуэй (странный у него язык, мало что осилила), Рэй Брэдбери (ставший моим фаворитом на все времена), потом - Гессе, Борхес и прочие, читаемые под партами в школе, вместо Толстого и Достоевского. И до первого курса - никакой лёгкой литературы, сплошное заумство. А на первом курсе я уже начала читать любое фэнтэзи, полюбила Дрэгонланс (которым другие переболели как раз в старших классах) и даже Сальваторе (который в большинстве своём уныл чуть мене чем полностью), но и про умности не забывала. Знакомилась со всякой псевдоинтеллектуальной попсой а-ля Коэльо - ну и в самом деле интеллектуальной, а-ля Зюскинд. Часто почти все свои сбережения тратила на книги, ибо друзей, которые дадут почитать, у меня либо и вовсе не было, либо у них не было того, что нужно мне. Мне хотелось иметь своё. Не мамино и не библиотечное - побольше своего. Такого, которое только моё, хранится в моей комнате, и что с этим делать, кому дать, куда сложить - решаю только я. Это сейчас книги я порой с радостью раздаю (Сальваторе и Коэльо особенно, ага. И Брэйна Дауна, в смысле, Дэна Брауна . Но их защищают домашние...), ибо уж больно их много.
Я до 5 курса читала довольно много. Сейчас могу иногда не читать вовсе или читать страниц по 10 перед сном. поскольку время тратить хочется на другое, и больше создавать своё, нежели поглощать чужое. А если попрёт, могу и как раньше, читать много. Но это далеко не всегда бывает.
К слову, моя мама обо всём, что ей сейчас нравится, узнала лишь благодаря мне. Она сама так сказала. А нравится ей Дрэгонланс, Макс Фрай (обожает, больше, чем я - я люблю в основном антологии ФРАМ) и Кастанеда, через которого она открыла уже свои, мне не интересные, духовные пути, и сейчас увлекается ими.